Проповеди

Мирополита Калужского и Боровского Климента
Виртуальный тур

по нашему монастырю

Река Угра – Пояс Пресвятыя Богородицы

Пояс Пресвятой Богородицы

Безгранична любовь Божией Матери к Своему Божественному Сыну. Эта любовь дала Ей силы вместе с апостолом Иоанном Богословом находиться при крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Господь с Креста рек Своей Пречистой Матери об Иоанне Богослове: «Се сын Твой». В святом апостоле и евангелисте Иоанне Богородица усыновила весь христианский род. В акафисте Казанской иконе Божией Матери поётся: «Радуйся, при Кресте Сына Твоего нас усыновившая!» После Своего честного Успения Пресвятая Владычица явилась апостолам и утешила их словами: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» В тропаре празднику Успения поется: «Во Успении мира не оставила еси, Богородице».

Икона Св. Пояс Пресвятой Богородицы

Неисчислимы чудеса, явленные христианскому роду Пречистой Девой. Матерь Божия даровала Свою благодать многим чудотворным иконам и другим святыням. Об одной из таких святынь рассказывается в книге «Царица Небесная, спаси землю Русскую»: «Никифор Каллист повествует, что Пояс Богоматери после Ея Успения передавался между верующими по преемству. При греческом императоре Аркадии (395—408 г.) он был из Иерусалима принесен в Константинополь и положен сперва в светлом вместилище, которое было названо св. ракою, а потом перенесен Пульхерией, сестрой императора Феодосия Младшего (408—450 г.), в новосозданный храм Богородицы в Халкопратиях или «медном торжище», расположенном недалеко от св. Софии.

В IX в. заболевшей императрице Зое, супруге Льва Философа (886—921 г.), было откровение о том, что она выздоровеет, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. Патриарх возложил его на больную, и она тотчас же избавилась от своего недуга. Установленное в воспоминание этого чуда празднество 31 августа (13 сентября н. ст.) от греческой церкви перешло потом и к нам.

Укажем дальнейшую историю этого Пояса Богоматери. Известно, что греческие императоры имели обыкновение его брать с собой, когда отправлялись в поход на врагов. В одном из этих походов греки были разбиты, и победивший их болгарский царь Коломан овладел Поясом Пресвятой Богородицы.

Что было дальше, это покрыто «мраком неизвестности». Но в настоящее время установлено, что части этого Пояса Богоматери находятся в трех местах: одна часть Пояса находится в Трирском монастыре, на Западе, другая — в Афонском Ватопедском монастыре и, наконец, третья — в Грузинской Зугдидской церкви.

Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы

Особое попечение имеет Матерь Божия о нашей родной земле. Сколько чудесных событий, связанных с заступничеством Пречистой, увековечены в летописях, отмечены строительством храмов и обителей в Ее честь! Сколько исцелений в источниках, посвященных Богородице, хранятся в народной памяти! Крестные ходы с иконами Божией Матери не раз спасали русский народ от тяжких бедствий. Недаром закрепилось обращение к Богородице «Заступница Усердная».

Свое всесильное покровительство земле Русской Царица Небесная явила во многих иконах. Почти каждый город Святой Руси имеет свою чудотворную икону Божией Матери во свидетельство Ее заступничества. Тихвинская, Смоленская, Курская, Корсунская, Владимирская, Казанская, Калужская иконы осеняют наши города, и список этот можно продолжать очень и очень долго. Архидиакон Антиохийской церкви Павел Алеппский, путешествуя с патриархом Макарием по Руси, в 1654 г. писал: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери: мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них». Поэтому и имели наши предки дерзновение называть свою Отчизну «Домом Пресвятой Богородицы».

Владимирская икона Божией Матери

В этом ряду выделяется Владимирская икона Божией Матери, ставшая национальной святыней. По церковному преданию, она была написана святым апостолом и евангелистом Лукой на доске от того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Увидев это изображение, Матерь Божия благословила его словами: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Путь иконы на Русь лежал от Иерусалима через Константинополь в Киев, где она была получена как дар от константинопольского патриарха Великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия, князь Андрей, прозванный впоследствии Боголюбским, желая перенести свою столицу на север, и глубоко почитая Пресвятую Богородицу, взял чудотворную икону как благословение в дорогу. Чудесным образом икона указала место новой северной столицы — град Владимир. Князь Андрей построил для пребывания иконы великолепный собор, и икона с тех пор стала называться Владимирской.

В 1395 г. полчища Тамерлана, прозванного «бичом народа», угрожали разорением Русской земле. Ввиду страшной опасности решено было перенести икону в Москву для защиты стольного града. Со слезами молились русские люди Заступнице Усердной. На протяжении всего шествия на коленях стояли молящиеся, взывая: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И Владычица не посрамила веры православных. В день сретения иконы во граде Москве, «железный хромец» Тамерлан, напуганный видением, отошел от пределов Русской земли. Летописец, описывая это событие, заключал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы». Не раз была спасена Москва заступничеством Пречистой. В 1408 и в 1451 гг. приходили татары воевать Русскую землю, но по горячим молитвам русского люда к Пресвятой Богородице отходили от наших пределов и ордынский царь Едигей, и татарский царевич Мазовша.

По свидетельству церковных историков, Владимирская икона Божией Матери после нашествия Тамерлана была водворена на прежнее место во Владимир. Но когда явилась новая опасность ордынского нашествия в 1480 г., возможно, Великий князь Иван III благословил перенести чудотворную икону в стольный град Москву. В Кремле был заново отстроен Успенский собор, где и нашла себе пристанище великая российская святыня. В день сретения в Москве Владимирской иконы — 23 июня (6 июля по н. ст.) празднуется память спасения стольного града от нашествия хана Ахмата.

В книге «Предания о русских иконах» Т. С. Еремина пишет: «Наши предки свято верили в то, что спасла их милость Божия, Заступница — Богоматерь, Владимирскую икону Которой они так почитали.

Владимирская икона Божией Матери

Вглядываясь в те события, отстоящие от нас на пятьсот лет, можно говорить о силе мужающего Русского государства, о мудрости и осторожности его правителя… Но как оценить высокий подъем национального духа, как определить, какое значение имело поклонение иконе Богоматери, вера в Ее заступничество, Ее покровительство? Даже саму Угру называли тогда поясом Богоматери, охраняющим московские владения.

Ясно одно — это духовное единение вокруг национальных святынь, одной из которых, несомненно, является Владимирская икона Божией Матери, способствовало народным победам. Тогда, пятьсот лет назад, это хорошо понимали и Великий князь, и духовенство. Не случайно с укреплением Московского княжества, становящегося во главе других княжеств Руси, главную святыню Отечества понадобилось перенести из Владимира в Москву.

С 1480 г. она прочно заняла свое место в главном храме России — Успенском соборе московского Кремля, который стал называться «Домом Пресвятой Богородицы».

После победы над ханом Ахматом река Угра стала восприниматься современниками как рубеж, оборонивший Русскую землю от поганых. Казанский летописец писал: «Та бо река много мест обходяще Русская земля, с прихода пути варвар, и могу тоя рещи Пояс самыя Пречистыя Богородицы, аки град тверд, от поганых защищающи Русскую землю».

Как писал в XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин), «это священное название можно, кажется, объяснить тем, что предки наши, защищая родную землю грудью своею, при том всего более надеялись на помощь небесную, а река Угра была, так сказать, опоясана храмами, воздвигнутыми во имя Богоматери; из них некоторые и доныне существуют на прежних местах: так в селе Рождествене Медынского уезда находится прославленный образ Божией Матери, именуемой Ломовскою; далее вверх по Угре церковь Покрова Богородицы в селе Озерне, еще выше в селе Дудине, во имя Божией Матери Казанской. В Перемышльском уезде на устьях Угры, при селе Спасском, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь до 1764 года существовал Спасский мужской монастырь, по всей вероятности, основанный в это время и в память сего события».

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь

Матерь Божия бросила Свой Пояс на Русскую землю, защитила ее от врагов иноплеменных. «И тогда великая наша Русская земля освободися от ярема и покорения бесерменска, и начат обновлятися, яко от зимы на тихую весну прелагатися, и взыде паки на древлее свое величествие и благолепие и доброту, яко же преже, при Велицем князе Первом Владимире преславнем… И воссия ныне стольный преславный град Москва, вторый Киев, не усрамлю же ся и не буду виновен нарещи того и третий новый великий Рим, провоссиявши в последняя лета, яко великое солнце, в велицей нашей Рустей земли во всех градех сих и во всех людях страны сея», — писал Казанский летописец.

Князья Воротынские и монастыри калужской земли